Давно хотел написать. Или…, рассказать. Как в Москву на ММКФ съездил в июне месяце. Уже отгремели премьеры в широком прокате таких фильмов из программы Московского Международного кино-фестиваля, как «Первый отряд», «Петя по дороге в царствие небесное», «Луна 2112» и «Царь». Последний, к слову дошел до наших кинотеатров. И вот в связи с этим событием…, или не в связи, рассказываю Вам, как «парень из деревни в большой город ездил». Однако расскажу серьезно, в виде статьи даже. И с фотографиями.
19 июня в Москве состоялось торжественное открытие ежегодного международного московского кинофестиваля. Данное событие, которое в профессиональном кругу сравнивают с именитыми фестивалями в Каннах или Торонто, ознаменовалось ярким открытием, на котором присутствовали звезды не только российского, но и мирового кинематографа. Первым сеансом для всех приглашенных журналистов и гостей являлся фильм Павла Лунгина «Царь», в котором последнюю свою роль сыграл Олег Янковский, также, перед собравшимися выступил президент ММКФ Никита Михалков, который рассказывал о программе 31 московского кинофестиваля и пожелал конкурсантам удачи.
Однако не все участники известного кинолюбителям сетевого проекта Кинофорум.ру (www.kinoforum.ru), на котором с 2001 года собираются не только рядовые зрители, но и журналисты, которые посвятили свою работу мировому киноискусству, смогли посетить открытие фестиваля. Зато молодые кинолюбители смогли посетить многие из показов в рамках ММКФ, ведь сам фестиваль длился до 28 июня. По приглашению кинофорума, участники которого наблюдают за ходом фестиваля уже третий год, в Москву на несколько дней фестиваля приехал и автор сих строк.
Участники Кинофорума
Программа ММКФ в этом году была более чем обширная: многочисленные ретроспективы, европейский и американский кинематограф, азиатское кино и картины стран бывшего СССР. Самое разное кино разместилось на многочисленные категории, среди которых документальные фильмы «Свободной мысли», короткометражки в «Уголке короткого метра» и т.д. В саму конкурсную программу вошли более 20 картин, среди которых три производства России: «Чудо», «Палата №6» и «Как Петя попал в царствие небесное». Но из-за ограниченности во времени, пришлось выборочно посещать киносеансы, об одном из которых хочется рассказать подробнее.
Проект под названием «Первый отряд» стартовал как японско-русский анимационный полнометражный фильм 5 лет назад. После известного клипа русского репера Лигалайза на песню «Первый отряд», в котором в модном нынче стиле «аниме» зрителю предстала картина альтернативной истории Великой Отечественной войны, в центре которой была девочка с японским мечом катаной, отважные пионеры и шагающие танки-роботы. После этого в прессу просочились извести о том, что русские продюсеры (живущие, однако в Канаде) Миша Шприц и Алексей Климов готовят настоящий полнометражный аниме-фильм, для которого специально написали сценарий. И вот, спустя почти три года после этой информации, на ММКф в рамках конкурсной программы «Перспективы» прошла первая премьера, на которой и удалось побывать.
Создатели «Первого отряда» отвечают на вопросы зрителей
Сюжет полуторачасового фильма повествует о девочке Наде, которая в разгар битв 1942 года потеряла память. Однако в ходе сюжета она узнает, что является агентом секретного развед-подразделения красной армии «6 отдела», который противостоит фашистскому «Аненербе». Но на вооружении этих тайных отделов не оружие и снаряды, а черная магия и научный прогресс. Что бы остановить членов тайной службы СС, которые планируют вернуть к жизни злого духа барона фон Вульфа, утонувшего на Чудском озере 700 лет назад, отважной Наде придется на время вытащить из загробного мира своих друзей-пионеров, которых расстреляли фашисты в начале войны.
Слева на право: Миша Шприц (продюссер), Хируфуми Наката (дизайнер), Ёсихару Асино (режиссер)
Что поражает с первого раза при просмотре, — это вкрапления в красивую анимацию документальных кадров, интервью с якобы ветеранами ВОВ обоих сторон, историками и психологами, что придает фильму псевдо-реалистичный оттенок. К слову об анимации, — она красива и впечатляюща. Знатоки данного вида искусства называют такие работы качественными. Еще бы, с любовью нарисованные русские деревни, ВДНХ и Кремль. Японцы, известные своим трепетным вниманием к мелочам, проработали сотни фотографий и реальных моделей оружия, одежды и быта тех лет, что бы в итоге перенести все это в мультфильм. О самом фильме можно говорить долго, но куда интереснее рассказать о диалоге создателей «Первого отряда» и зрителей. С продюсерами, режиссером и дизайнером персонажей, которые присутствовали на премьере, можно было легко пообщаться. За почти час обсуждений Миша Шприц и Алексей Климов поведали нам о тяготах производства такого фильма, о возможном продолжении, если это аниме успешно пройдет по мировому прокату, о том, что уже пишется роман по «мотивам» (в России будет издаваться с зимы 2010 года) и рисуются японские комиксы (манга). Японцы же в свою очередь рассказали о том, что рисовать военный период России было трудно, но интересно. Позабавила история, когда японские аниматоры не поверили, что наши деревенские заборы могут иметь такой «сверхъестественный» наклон, и, дабы доказать, что это вполне реально, незадачливых японцев повезли в самую что ни на есть русскую глубинку, где изумленные аниматоры ходили с линейками и метрами, вымеряя углы наклона. Режиссер фильма Ёсинару Асино в отличие от своего молчаливого друга Хирофуми Накаты, не уставал повторять, что данная работа была крайне интересна, что ему очень нравится Россия, как страна с богатой историей, что русские – удивительный народ. Было забавно, когда отвечая на вопросы собравшихся, которые могли не только поблагодарить или поприветствовать японских гостей на их языке, но и свободно общаться с ними на нем, Асино-сан поинтересовался у переводчицы, считается ли в России хорошим тоном знать японский язык, как в Японии английский? Стоит сказать, что создатели «Первого отряда» легко шли на контакт, и оказались очень общительными и интересными собеседниками. Закончить рассказ об этом анимационном фильме можно так: журналист одной известной газеты, который также присутствовал на премьере, взяв слово, поблагодарил создателей фильма, и сказал, что «Первый отряд» — первый анимационный фильм, который заставил его прослезиться и почувствовать гордость за великую державу.
Гости из Японии были на расхват
ММКФ-2009 давно завершен. Радует, что победителями конкурса в разных номинациях оказались все три представленные российские картины, а «Первый отряд» получил специальный приз газеты «Коммерсантъ», а это указывает на то, что российское авторское кино еще достаточно крепко стоит на ногах и может потягаться с такими серьезными соперниками, как Франция, Германия и США, что не может не радовать.
В заключение хочется сказать о личных впечатлениях от ММКФ и кинофорума. Такие замечательные мероприятия призваны объединять людей с одним интересом, — расширять границы знания в этой области, завязывать новые знакомства, как в любительской так и в профессиональной сфере. ММКФ – серьезный фестиваль с мировым именем, на котором можно побывать, не только, что бы насладиться хорошим кино, но и себя показать, да на известных людей посмотреть. Лично я, когда увидел знаменитого голливудского актера Эдриена Броуди, который получил Оскара за фильм «Пианист» в 2002 году, пришел в священный трепет, но не растерялся и бросился фотографировать звезду, прорываясь через многочисленных «фото-коров» и желающих взять у него автограф. Что уж говорить, не фестиваль, а чудо!
Эдриен Броуди
История с забором действительно интересна. Порой привычные для нас вещи, вызывают удивление у гостей нашей страны.
Блин какая классная статья, читается просто на одном дыхании. Автор наверно работает профессиональным журналистом каким-нибудь… Хочется сказать тут только по подонковски: «Автор, пиши еще» ;)
А мне вот «Первый отряд» не понравился, да и не только мне если честно, японцы сделали конечно всё на уровне, они красавцы, но кино откровенное говно. Хотя мнение о фильме не соотносится со статьей, её действительно приятно почитать )