Послушайте кассету или диск с записью духовной музыки — григорианское пение, либо тибетских монахов. Вслушайтесь, и вы услышите сливание голосов, образующих одну пульсирующую тональность.
Это является одним из самых интересных эффектов, которые свойственны некоторым музыкальным инструментам, а также хору людей, поющих почти в одной тональности — образование биений . Когда инструменты или голоса сходятся в унисон — биение замедляется, а когда расходятся, то наоборот ускоряется.
Вероятно, данный эффект остался бы только в области интересов музыкантов, но исследователь Роберт Монро изменил ситуацию. Он понял, что несмотря на то, что в научном мире эффект биений имеет широкую известность, никем не исследовалось их воздействие на человеческое состояние при прослушивании с помощью стереонаушников. Монро открыл, что прослушивая по разным каналам (левому и правому) звуки близкой частоты, человек способен ощущать так называемые бинауральные ритмы, или бинауральные биения.
К примеру, когда в одном ухе слышится чистый тон с частотой в секунду 330 колебаний, а второе — чистый тон с частотой в секунду 335 колебания, полушария человеческого мозга работают вместе, и в итоге он “слышит” биения с частотой в секунду 335 — 330 = 5 колебания, однако это не является реальным внешним звуком, это — “фантом”. Рождается он в мозге человека лишь при сочетании электромагнитных волн, которые идут от 2-х полушарий мозга, работающих синхронно.