Админка | Войти | О проекте
nav-left

Культпросвет

Недавно посетил нашу филармонию им. М.Э. Сиропова, где мне удалось пообщаться с ее директором — Гусевым Сергеем Владимировичем. Для начала немного расскажу о нем. Впервые он начал пробовать играть в пятилетнем возрасте, взяв в руки гармонь. Всю жизнь занимался народной музыкой. Будучи руководителем «Саратовских гармоник», принимал участие в первых телепрограммах “Играй, гармонь!”. Он проехал всю западную Сибирь на комсомольском агитационном поезде, принимал участие в создании фильмов Юнеско “Поволжье”, вел телепередачи, гастролировал за рубежом: в Чехии, Германии, Африке (Мозамбик). Окончил Самарскую Академию Культуры…

Говорили мы c ним не только о планах повышения культурного уровня нашего города, но и о конкретных мероприятиях и проектах, которые были осуществлены за все это нелегкое время нашей балаковской филармонией.

- Какие культурные мероприятия проводятся и будут  проведены до нового года?

— Кроме того, что  проводятся плановые мероприятия, есть и внеплановые, например в прошлое воскресенье была программа эстрадной песни “Концерт на бис!”, с участием экс-солиста группы “Ялла” Тахира Резепова. Также мы проводим еще и выездные промежуточные концерты для людей, находящихся на реабилитации из Осетии и просто на отдыхе в санаториях “Волга”, “Cиняя Птица”. 31 октября будет концерт классической музыки, 14 ноября  концерт посвященный  дню рождения филармонии (со 2 ноября 1998 года), и выездной на стационаре 28 ноября, — сольный концерт эстрадного оркестра. Вообще по долгосрочному договору мы три раза в месяц выезжаем в “Волгу”, а в “Синюю Птицу” по договоренности. В этом году у нас большие обновления, — восстановили в классической форме квартет “Элегия”, он существовал как струнный ансамбль трио, где были  первая скрипка, альт и фортепьяно, теперь в нем первая скрипка, вторая скрипка, альт и виолончель; пришел новый дирижер в камерный хор “Вдохновение”, новый солист, поэтому мы новый сезон начали уверенно. Не могу не упомянуть про первый фестиваль молодых вокалистов в память основателя филармонии имени Сиропова, прошедший первого октября, в котором приняли участие 26 человек: ученики музыкальных школ, студенты Марксовского училища искусств, областного колледжа, студенты государственной консерватории Собинова. Фестиваль прошел при поддержке администрации города Балаково. Мы получили очень много писем, благодарностей и было принято специальное распоряжение о проведении ежегодного фестиваля молодых исполнителей “Волжский Орфей”, где будут представлены произведения классической формы, русской народной, будет использоваться либо эстрадное сопровождение, либо оркестровое, что для исполнителя очень удобно.

- Много премьер бывает за сезон?

— В этом году мы открыли тринадцатый сезон, где премьер достаточно много, мы давали отчет за девять месяцев, у нас выходит премьерных программ (детских, взрослых) семь, восемь в год, и гораздо больше премьер в качестве новых произведений в эстрадном оркестре, хоре, у солистов, пианистов, инструменталистов, в ансамбле русских народных инструментов “Наигрыш”. Например, не обновленной программа считается если готовится одно два новых произведения, которые показываются на концертах, а вот полностью новую программу  уже сложнее выстроить, если программа обновлена на 80%, значит она уже новая.

ансамбль русских народных инструментов "Наигрыш"

- Есть ли  аналоги такой филармонии в Поволжье? Какие у вас с ними отношения?

— Да, есть. Сейчас мы тесно контактируем с Тольяттинской филармонией, у них по сути организационно-правовая форма такая же, как и у нас, — это муниципальное учреждение, существуют на таких же условиях, естественно поскольку они раньше нас образованы, у них более выставлена работа по эстетическому воспитанию детей, материальная база получше. Причем филармоний такого статуса всего три по России: Магнитогорская, Балаковская и Тольяттинская, все  остальные существуют на правах государственных учреждений. Понятно что там и с финансированием попроще, и с организацией гастрольной деятельности, материальная база получше, а нам приходиться предпринимать некоторые усилия, чтобы доказать на что мы способны. Помимо опыта других муниципальных учреждений, как Магнитогорская и Тольяттинская, нам  также  интересен опыт и Питерской детской филармонии, их формат  воспитательных программ.

оркестр эстрады

Слава Богу, что власть, в лице администрации города Балаково, понимает, что учреждения профессионального искусства, такое как балаковская филармония — это очень серьезный организм и механизм, и это не самодеятельный коллектив, где сегодня пришел руководитель, бросил клич, собрал музыкантов-ребятишек, а завтра если нет необходимости такой — закрыли коллектив до лучших времен. Здесь если не заниматься систематически, постоянно, то все развалится сразу, поскольку профессиональные музыканты должны быть в работе, они должны развиваться и чувствовать свой рост и потом, взять тот же  оркестр, ему нужно время для того чтобы аранжировщики выстроили репертуарную политику, чтобы музыканты сыгрались между собой, и если уж мы заявляем о своем профессионализме, то это не те “разовки”, которые мы видим в эстрадном жанре, где пишется фонограмма в лучшем случае с музыкальным сопровождением, в худшем еще и голос наложен на это,  у нас всегда живое исполнение,  других вариантов и быть не может. Подход и требования к такому исполнению очень высокий, нужно много работать. Мы в хороших отношениях с  народным артистом Советского Союза Леонидом Сметанниковым,  он уже дважды с нашим оркестром давал свои концерты, конечно аншлаг полный, с одной стороны мы доставляем удовольствие зрителю и учавствуя в таких совместных концертах, мы подтягиваем  уровень своих коллективов. Может это слишком помпезно сказано, но скорей всего это так, филармония как Прометей, проводник в нашем обществе, поскольку сталкиваясь с проблемами эстетического воспитания детей и подростков, иногда даже некоторые не представляют что такое концертная классическая музыка…

- Некоторые и Пушкина не читали…

— Да, вот мы и стараемся преподнести сказки Пушкина через музыку, в  детских программах, ведь филармония с греческого переводится как “любовь” и “гармония” (люблю гармонию), т.е все в жизни должно быть гармонично, и в работе нашей просветительской, концертной мы стараемся воспитать чувство гармонии в самом человеке прежде всего, на стыке музыки и поэзии, в прошлом году например сделали очень хорошую программу “Женские судьбы войной опаленные”, о женщинах-поэтах, которые прошли войну или программа “Музыка и краски”. Я писал письмо на имя главы администрации города Ольги Мазуниной , которая очень серьезно относится к нашей деятельности, с просьбой о проведении круглого стола с представителями администрации города и района, управления культуры, деятелями нашей филармонии, управлением образования, директорами общеобразовательных школ. Тема письма: эстетическое воспитание детей и подростков. Поскольку проводя концерты для детей старшего возраста ребята просто не воспринимают ничего серьезного, хорошего, им дико когда поет хороший вокалист, им понятен лишь хип-хоп , а академию просто не знают.

- Но ведь есть же в школах уроки пения, музыки?

— Я слышал уроки эти упростили и я знаю как они проходят, ничего хорошего из них не выйдет. Да, раньше применялась система Кобалевского, еще что-то, но в настоящий момент все это находится на таком поверхностном уровне…Что касается сотрудничества с другими городами, не получилась к сожалению запланированная поездка в город Череповец нашего ансамбля “Наигрыш”, но думаю все у нас впереди, если бы эта поездка состоялась, то они  достойно представили бы город Балаково. С ними  будем  сотрудничать, поскольку мы два города, связанных очень тесно из-за строящегося завода  “Северсталь”. Кстати, на день города мы приглашали два коллектива из Череповца, это  ансамбль бальных танцев “Мальвина” и цирковой коллектив.

- Самые выдающиеся музыканты филармонии на ваш взгляд?

— Это ансамбль “Наигрыш”, солист этого ансамбля Просвирин Евгений, Терентьева Марина Степановна, из сложившихся: Карина Хачатурян — солистка филармонии, Хлуднина Ирина Павловна — руководитель квартета и просто интересный человек, Ирина Васильевых — молодая скрипачка, солисты Юлия Клементьева и Илья Быстров.

еще тогда трио "Элегия"

- Много ли из деятелей филармонии уехало в другие крупные города- Москву, Питер или в Европу?

— Оба Челобановых, Денис Майданов… Из серьезной музыки, — наш Гурылев Василий, сейчас обучается в Гнесинке, по неделям расписаны концерты, Пахомов младший.

- Кто посещает филармонию? Всегда ли это люди, приближенные к музыке?

— Нет. Странно, но наши мероприятия посещают много медиков, может это связано с некоторой скурпулезностью в обоих профессиях, а может у нас много друзей среди них.

камерный хор "Откровение"

- Как вы в общем оцениваете уровень культуры города?

— Весьма все сложно, — это однозначно. Культурная прослойка очень тонкая. В первую очередь педагоги должны интересоваться культурой. Хотелось бы чтобы эта прослойка была побольше. Будущее сейчас зависит от взрослых, и от того какое отношение у них к культуре, как они смогут привить эту любовь к гармонии новому поколению.

- И напоследок. Вы видите, опираясь на свой опыт, в современной молодежи потребителя хорошей, классической музыки и возможно ли в будущем вырастить в них истинных ценителей таковой?

— Вы знаете, в каждом человеке, где-то в глубине души есть потребность в любви, но в силу общественного мнения, стадного чувства поднять на смех того, кто по иному мыслит, он это не показывает, только создав у него восприятие чего-то прекрасного, мы наконец-то достучимся до человека, чтобы он мог полюбить классическую музыку. Я думаю в современной молодежи несколько преобладает рационализм, а душа, эстетическое воспитание, образовательный уровень отходит на второй план. Если внутри культуры нет, в социальной адаптации сложно добиться общения. Без музыки, театра, человек  не проживет, если все это уничтожить.Человек будет  более социально разрознен, мы будем посредниками вещей, выработанными  общественным мнением. С образованными людьми легче договориться. Где начинается культура? В утробе матери. Характеристику каждой эпохи  делают по культурному срезу- письменность, религии, Средние века, Ренессанс, и т.д. Что будут говорить про нас?

P.S. Вот на такой ноте мы и закончили нашу беседу, думаю выводы очевидны: культура и ее развитие зависит в первую очередь  от нас самих, от того в каком  обществе хотим жить — в сиром и убогом или в просвещенном? Пока человек, а особенно молодой,  не поймет где «корень зла» и не решит сам лично исправляться, каждый из нас изо дня в день  будет сталкиваться с  невежеством и дикостью нашего социума, от которых вообщем-то и идут все глобальные проблемы.

Related posts:

  1. «Ретро» фестиваль ретро-песни
  2. Презентация магазина «Урбан». Илья Лабора!
  3. Филармония без света
  4. Зажигай что есть сил!
  5. Алхимия культуры по-балаковски

Теги: , , , , , , , , , , , , , ,





16 комментариев на “Культпросвет”

  1. Андрей “zADira” Дементьев:

    Да, всё верно написано в статье … и про невежество и про дикость и т.д. …
    хочется еще раз сказать слова благодарности людям, которые не смотря на крайне низкую востребованность результатом их деятельности всё равно одержимы и не сгибаемы. Они, во что бы то ни стало, пытаются привить людям тягу к хорошему, честному искусству.
    Тут, в параллельной ветке уже была дискуссия по поводу отношения нашей местной власти к культуре … Так вот, хочется чтоб это участие не ограничивалось «громкими» словами и грамотами. Культуру надо поддерживать материально … МОТИВИРОВАТЬ так сказать, чтоб работникам культуры было на ЧТО популяризировать свою деятельность.
    Есть выражение: «Театр начинается с вешалки». Вы посмотрите с чего начинается наша «вешалка».
    Состояние сцен ужасное, про туалеты говорить страшно (особенно в филармонии).
    Вот и получается, носки мы чистим до блеска, а пятки … кому оставили?!

    ЗЫ: и отдельно про Гурылева:
    если быть честным, то на ноги его поставила Елена Александровна Гриценко — худ.руководитель вокальной студии «МЕЧТА». Ее талант и профессионализм оценен московскими педагогами у которых сейчас Василий Гурылев и Алена Тарантова (еще одна ее ученица) учатся.

  2. divbalakovo:

    Хороший материал. О много говорит.
    Побольше бы таких.

  3. Егор:

    Статья отличная! Выскажусь немного…

    По-моему вообще всегда было мало ценителей классической музыки, её надо действительно любить и уметь слушать, а большинству людей медведь на пятки наступил. В Советском Союзе слушали больше да, но думаю там пропагандировали здорово, да и сегодняшних развлечений не было. И потом, классика была всегда музыкой интеллигенции, думаю никто спорить здесь не будет, а для народа всегда существовали танцы и пляски, просто со временем они трансформировались в Верку Сердючку )

  4. Варя:

    Поддержу последнего комментатора.
    Хочется еще отметить, что сразу видно, кто посещает сайт, — море комментариев про вузы, квн и реп и единицы на интелегентные материалы. видны преоритеты людей.

    а ведь в то время классическая музыка очень интересна, и у филармонии есть замечательные солисты. тот же Ступников хотя бы.
    неужели современная молодежь не понимает удовольствия в этой музыке?

  5. dgoshua:

    Да, Варенька, согласен, современной молодежи, по крайней мере большинству(хотя бы из моих знакомых) эта тема вообще не понятна. Многое ж от родителей еще зависит, если б их(молодежь) водили с детсва на всяческие там увертюрки да этюды, да в тот же театр, может таковых, равнодушных, поменьше было бы. Сам бы с удовольствием сходил, классику слушаю, не воротит, да пока времени особо нет))

  6. Kain:

    Андрей “zADira” Дементьев — а еще весь техперсонал что филармонии что гдк вечно бухой!
    Варя — этот блог изначально молодежный. так что приоритеты были расставлены задолго тебя и меня.
    dgoshua — это конечно да, но есть пословица «было бы желание, а время всегда найдется». и я в нее верю

  7. HELINIEL:

    Kain, Вы немного путаете…Персонал в филармонии вы не видели (!) А тех кого вы видели и посчитали за персонал филармонии — это персонал БЦНТ и иже с ними, которые тоже находятся в этом здании! Поэтому не нужно обобщать!

  8. divbalakovo:

    HELINIEL — хм… я тоже неоднократно видел нетрезвых работников БЦНТ, которые работали на мероприятиях филармонии. И на локальных и на выездных. И, разве у филармонии есть собственный коллектив технических работников?

  9. Аленушка:

    Хочется еще отметить, что сразу видно, кто посещает сайт, – море комментариев про вузы, квн и реп и единицы на интелегентные материалы. видны преоритеты людей.

    а если вот просто нет желания комментировать? могу поспорить, что узнаю на 10 произведений классической музыки больше, чем вы.. потому что слушаю ее, слышу и понимаю.. но представьте, не комментировала эту статью!!

  10. Феня:

    Аленушка — но дело в том, что блог живет не только за счет посещений, но и за счет комментариев, личных мнений людей, которые бы говорили о том, что данные материла читают и оценивают.

  11. divbalakovo:

    Скоро Гусева с поста директора сместят…

  12. Таня:

    Почему? И кто взамен?

  13. divbalakovo:

    Там блинная история с объединением. Мы про нее уже писали. Директором образованного нового учреждения станет Людмила Брызгалова, а Гусев уйдет в худруки.

  14. HELINIEL:

    divbalakovo, да тех.персонал отдельный (вернее теперь был..) А про Гусева…что говорить о нем, как о руководителе, если он даже хор назвал неправильно «Вдохновение», хотя он «Откровение».
    Деятели филармонии — оба Челобановых, Майданов, Гурылев — ХА-ХА, да они и боком не стояли у Филармонии. Человек просто бредит! Не смотря на то, что Гусев умеет на баяне играть, этот человек АБСОЛЮТНО НИЧЕГО не смыслит в музыке. Отсюда и его идеалы — Наигрыш, Быстров. В самодеятельности ему место, а не руководителем профессионального учреждения!

    Кстати, Варя, очень странно ставить слова «классика» и «солист Ступников» в одну мысль. Это еще раз говорит о безграммотности. Ступников эстраду поет.

  15. Showman:

    Неплохо. Есть что почитать. Возьму на заметку.

  16. Student:

    Интересные коментарии, да и блог то что надо.

Оставить комментарий